С 22 ноября 2017 года в поиске Яндекса появились Турбо-страницы с отметкой в виде ракеты. Куда нам предлагают лететь и не проще ли идти пешком в неизведанные дали я и расскажу. В качестве аперитива в начале застолья скажу только, что Турбо – это те же amp-страницы, только в профиль Yandex.
Что такое Турбо страницы
Доля мобильных пользователей интернета растёт, как тёщино тесто, поэтому поисковые системы заметно облизываются, глядя в сторону юзеров со смартфонами и планшетами. Первым перестал облизываться и подошёл к столу со своей ложкой Google, который предложил создавать страницы в формате amp. Яндекс недолго стоял в прихожей и тоже подошёл к столу с Турбо-страницами.
Турбо-страница – это сокращённый формат веб-документа, который сохраняется на серверах Яндекса и выдаётся пользователю в выдаче, не требуя перехода на сайт создатель контента. Вес ускоренной страницы в разы меньше, на ней нет скриптов и других лишностей, поэтому документ загружается со скоростью баллистической торпеды.
Со стороны пользователя блюда выглядит вкусно, ведь юзер получает информацию практически моментально, даже при древней скорости интернета. Со стороны веб-мастера, который создаёт контент, турбо радости несёт немного.
Преимущества и недостатки
Начну со сладкого, хотя оно портит аппетит и становится причиной кариеса. К преимуществам турбо страниц отнесу:
- Быструю загрузку,
- Хранение информации на сторонним сервере,
- Снижение нагрузки на сайт.
Причина быстрой загрузки понятна – данные хранятся на сервере Яндекса и имеют небольшой объём. По этой же причине снижается нагрузка на хостинг веб-мастера. Небольшая радость в виде снижения нагрузки на сервер хостинга обманчива, ведь если на сайт вообще перестанут заходить пользователи, то нагрузка будет ноль, но это ли надо?
Недостаток ускоренных страниц один, но явный – ограниченные возможности по размещению рекламы. На турбо допускается размещение только рекламной сети Яндекс и площадок, зарегистрированных в ADFOX. Директ не на всех сайтах, так как там достаточно жёсткие условия приёма площадок, а ADFOX, кроме этих условий требует ещё и платы.
Моральная сторона дела
Если отойти от общепринятых форматов передачи информации, то по сути, турбо-страницы – это добровольно-принудительный отъём контента веб-мастера с предоставлением взамен ссылки на первоисточник. Добровольный потому что силой пока в турбо никто не тянет, а принудительный потому что придётся выбирать между плохо и очень плохо.
Если не подключать турбо-страницы, то очевидна потеря трафика из-за подключившихся веб-мастеров, если подключать, то доход с рекламы, коей и кормятся информационные сайты, резко падает. Исключение – крупные ресурсы, зарегистрированные в РСЯ. Они получат плюшки за счёт отсева веб-сайтов, не попавших в Директ и ADFOX.
Сравнение с amp
Турбо страницы – это русский ответ империалистам, читай, Google. Суть остаётся той же, разница в мелочах. Для amp на Joomla требуется специальный плагин или куча ручной работы, турбо попадает в выдачу через RSS сайта. На amp возможно размещение одного рекламного блока AdSense, на Турбо двух Яндекса. Два брата-близнеца, одинаковых с лица.
В отличии от Гугл Яндекс не предоставляет никаких плюшек веб-мастеру, кроме обещания светлого будущего – Ставьте Турбо и мобильные пользователи вас полюбят. Google более щедр, его amp попадают в карусель новостей и могут реально увеличить трафик. Более того, у буржуев можно выбирать, использовать для мобильной выдачи amp-страницы или отдавать обычный адаптивный контент. Яндекс выбирать предлагает только между да и нет (подключать – не подключать).
Создание Turbo
Для показа в выдаче Яндекса турбо-страниц надо создать специальный RSS-канал, после чего указать его адрес в панели веб-мастера в блоке «Информация о сайте». Техническая сторона этого безнадёжного дела находится на https://yandex.ru/support/webmaster/turbo/feed.html, в двух словах передам мелочи.
О платном плагине для Joomla 3x написано тут, там же ссылка на страницу разработчика.
Во вкладке «Турбо-страницы» Вебмастера Яндекс следует указать не только адрес RSS, но и:
- Название сайта,
- Логотип (по желанию),
- Счётчик для учёта статистики (можно не Метрику),
- ID РСЯ или код вставки ADFOX.
Итог
Очередная игрушка Яндекса серьёзно попортит нервы веб-мастерам, исключение только крупные проекты в РСЯ. В будущем проблем может быть ещё больше, так как никто не запретит Яше со временем убрать на задворки обычные страницы. В результате Яндекс будет зарабатывать львиную часть средств, предоставляя поисковые технологии и пользуясь практически бесплатно контентом веб-мастеров.
Постигнет ли Турбо судьба Островов? Вряд ли, ведь ускоренные страницы – это на пятом месте забота о пользователях и на первом очистка выдачи от сайтов с любой рекламой, кроме Яндекса, то есть – деньги.